Советская новогодняя традиция: Дед Мороз из ваты
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Даже если вы никогда не бывали на ВДНХ, в советские времена и в наши дни эту монументальную...
Товарищество Кузнецова: талантливые амбиции
Самой хрупкой и знаковой памятью для ценителей старины является фарфор. Кузнецов Яков Васильевич, родоначальник династии Кузнецовых, промышленник, в 1810 году основавший кустарное фарфоровое заведение в Гжели, был человеком, который сумел начать великое дело. И уже во второй половине XIX века Кузнецовы стали крупнейшими в России и на мировом рынке поставщиками фарфора, майолики и фаянса. Кузнецов, фабрика которого переросла в целую империю, сумел сочетать универсальную демократичность и уникальную избирательность ассортимента, учитывать массовые вкусы и создавать высокохудожественные изделия.
Завод Кузнецова славился удивительным разнообразием продукции, собственными новаторскими наработками, узнаваемым «почерком» мастеров-керамистов. Посуда с несложными росписями, упрощённым декором, выполненным сочными и яркими красками, – это, возможно, не настолько впечатляюще, как повсеместно признаваемое изящество. Разноплановость и эклектика, характерные для искусства XIX века, нашли своё отражение и в тенденциях украшения посуды. И хотя с конца XIX века кузнецовский фарфор считался многими коллекционерами изделиями дурного вкуса, ценители его находились всегда. Сегодня статуэтки и посуда являются украшением многих частных коллекций, даже если их художественная ценность не столь бесспорна, как фарфор других заводов.
Восемнадцать предприятий в разных уголках Российской империи, собственные технические находки, неустанное развитие и совершенствование – это стало делом всей жизни для каждого представителя династии. Сегодня уже неважно, что двигало этими людьми: предприимчивость, жажда славы, стремление к достатку, амбиции или же любовь к прекрасному и желание открыть миру хрупкую красоту.
Выше всех домыслов и критики – произведения искусства, частью которого является каждая фарфоровая статуэтка. Кузнецов сумел то, о чём мечталось каждому амбициозному предпринимателю: расширить свой бизнес масштабов мирового признания, снискать славу среди лучших фабрикантов, к концу XIX века полностью завоевать рынок России и выйти на рынки Китая, Персии, Турции. Даже знаменитый ещё с XVIII века фарфор Гарднера был вытеснен, а в 1892 году Товариществом М. С. Кузнецова куплен и сам завод. Кузнецов, завод которого начинался с маленького производства и следования заграничным образцам в своих изделиях, может считаться человеком с удивительной деловой хваткой. В начале ХХ века промышленному Товариществу принадлежало восемь крупнейших керамических предприятий страны, изделия которых получали высшие награды на отечественных и международных выставках.
История развития великого бизнеса может служить иллюстрацией к современному деловому изданию: дерзость и решительность в достижении своих целей не подвержены влиянию времени и сохраняют свою актуальность во все времена. Однако сегодня самым ярким примером результативности любых смелых начинаний всё же является фарфор Кузнецова. Купить Кузнецовский фарфор – это престижно и выгодно. Этот вид искусство, которое несёт в себе надежды, ожидания, чувство прекрасного, двигавшее его создателями, отпечаток эпохи и вечные идеалы.
На посуде можно увидеть портреты великих самодержцев, геральдические элементы, животных, цветы, памятные надписи. Сложно говорить о какой-либо единой художественной концепции, выдержанной в определённом стиле и символике, да и вряд ли нужно. В этом и состоит главная особенность старинных предметов: они всегда больше, чем практичность и функциональность, прекраснее, чем хрестоматийные каноны красоты, потому что хранят на себе отпечаток времени.
Завод Кузнецова изготавливал фарфор с уникальными техническими качествами, невероятно богатый ассортимент включал в себя как дорогие, так и дешёвые изделия, ориентированные на покупателей разного уровня достатка. Маслёнки, шкатулки, салфетницы, табакерки, пепельницы, солонки и перечницы, выполненные в виде фигурок животных или людей, некоторыми воспринимаются как китч. Однако в них есть своя неповторимая энергетика, тёплая и жизнерадостная.
Для современных собирателей предметов старины фарфоровые фигурки, которые выпускала фабрика Кузнецова, интересны своими жанровыми особенностями. Даже примитивизм некоторых образчиков искусства мелкой пластики обладает неким очарованием, наивным и трогательным. Персонажи, воплощённые в фарфоре, изображали простые и повседневные действия, бытовые сценки и ситуации. Это своего рода срез русской действительности, которая сейчас воспринимается как окно в давно не существующий мир. Многие антикварные предметы приобретают ценность благодаря увлечённости собирателей, которые способны рассмотреть в них что-то важное и значимое.