Советская новогодняя традиция: Дед Мороз из ваты
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Даже если вы никогда не бывали на ВДНХ, в советские времена и в наши дни эту монументальную...
Фарфор Попова: история энтузиазма
Любое великое дело начинается с увлечённости и энтузиазма. Умение видеть больше и дальше, чем все, желание воплотить свою мечту, пусть понятную только мечтателю, – всё это движет каждым основателем. Не имеет значения, в какой сфере пытается себя проявить такой энтузиаст: в искусстве или промышленности, в отвлечённых и возвышенных или абсолютно прозаичных делах, – элемент творчества будет неотъемлемой частью такого дела. Именно таким мечтателем, не лишённым, тем не менее, деловой хватки, был купец Алексей Гаврилович Попов. Фарфор XIX века, самое хрупкое и самое красивое наследие, пережившее века, создававшееся в качестве банальной альтернативы привозному, предмет коллекционирования и восхищения – вот что стало делом его жизни.
Фарфор Попова получал признание на различных промышленных выставках, сам Попов был удостоен ордена св. Станислава IV степени, а его сын, такой же приверженец развития фарфорового искусства – орденами св. Анны III степени и св. Владимира IV степени. Эти награды о многом говорили современникам купеческой династии Поповых, но вряд ли впечатлят нынешнее поколение. Зато удивительные статуэтки, изящная посуда, жанровое своеобразие росписи и неповторимое очарование цветовых решений – главные аргументы, которые движут коллекционерами и просто ценителями прекрасного. Ведь удивительное и чудесное – самый очевидный показатель того, что какому-то делу кто-то посвятил жизнь.
Именно об этом способна рассказать умеющим слушать каждая статуэтка. Попов не был лидером и основателем, ведь даже само предприятие досталось ему от Карла Мелли – бывшего комиссионера фабриканта Гарднера. Однако он был тем, чьё стремление к совершенству проявилось в ежедневном, целенаправленном, созидательном труде, который способен расширить рамки обыденности. И если в 1810 году завод ориентировался на французские и немецкие образцы, то уже к 1820-м выработались собственные неповторимые черты заводского фарфора с подглазурным клеймом «АП». Собственные формы, тщательно продуманная палитра красок, уникальный состав фарфоровой массы – всё это сделало продукцию завода необычайно востребованной. И хотя фабрика Попова не могла сравниться с масштабностью и известностью производства Гарднера, основанная в 1804 году, она просуществовала более полувека и оставила потомкам прекрасное, самобытное и удивительное наследие. Искусствоведы считают завод Попова вторым в России по качеству продукции и ассортименту после известного гарднеровского. Жанровые сценки из фарфора, фольклорные мотивы, светское изящество, простота повседневных предметов, хрупкое очарование посуды – художественное наследие целеустремлённого купца-энтузиаста.
Скромное величие фарфоровой посуды
Как и любое искусство, изготовление фарфора имело свои тенденции, следовало моде, отдавало дань традициям и разрабатывало новаторские техники. Ассортиментный ряд фарфоровых фабрик был ориентирован на потребителей, поэтому качественная, добротная, избавленная разного рода вычурности посуда – основное направление деятельности. Однако ни один художник не способен остаться в рамках стандартов и банальности, поэтому даже при самых скромных ресурсах находятся энтузиасты, которые привносят элемент творчества в любое дело. И тогда на стандартных подносных блюдах появляется удивительная по сочности красок и богатству узора роспись, а бытовые сценки, выполненные в фарфоре, кажутся фрагментом замершей на секунду жизни.
Значительный объём производства на фабрике Попова приходился на изготовление грубой, так называемой «трактирной» посуды. Она была добротной и качественной, прочной и дешёвой, поэтому пользовалась спросом у крестьян и мещан. Поповская посуда прочно вошла в быт простого народа того времени, тем более, что мастера всё равно вкладывали душу даже в самые прозаичные формы. И наряду с практичностью и простотой, эта посуда всё же была красивой благодаря скромным узорам и гармоничной цветовой палитре.
Фарфоровые статуэтки фабрики Попова сегодня украшают многие музеи и частные коллекции. Героями этих статичных сценок, как правило, были простые люди, но благодаря искусству создателей даже обыденность приобретает особое звучание. В танце, в работе, на отдыхе – фарфоровые герои отличаются невероятной реалистичностью и точностью воспроизведения деталей. Они вбирают в себя удивительные грани художественного восприятия, передают настроение и создают его – у тех, кто открыт для всего нового, талантливого, совершенного. Создатели интернет-магазина «Лавка Старины», представляющие ценителям уникальную коллекцию старинного фарфора, предлагают разделить восхищение яркой самобытностью фарфора Попова.