Старинная фотогравюра «Храм Христа Спасителя. Внутренний вид»,
Россия, конец 19 века,
бумага, паспарту.
Храм Христа Спасителя известен как кафедральный собор Русской православной церкви. Данное сооружение, созданное в 1990-х годах, воссоздает одноимённый храм XIX века. Первый храм был задуман императором Александром I как посвящение победе в Отечественной войне 1812 года. В 1817 году храм начал строиться по проекту архитектора Александра Витберга на Воробьевых горах, однако затем архитектором стал Константин Тон. Его храм Христа Спасителя был заложен 22 сентября 1839 года на Волхонке и завершен в 1860 году. 26 мая 1883 года собор был освящён.
По замыслу архитектора, храм Христа Спасителя должен был стать сооружением, соединяющим в себе классические традиции и черты владимиро-суздальского зодчества. При характерном для древнерусских храмов пятиглавом навершии, в плане сооружение представляло собой равноконечный крест с выступами в углах. Важно отметить, что собор Христа Спасителя является кенотафом (надгробным символическим памятником) воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном: на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в войне и нескольких других военных компаниях. Также ученые считают, что на фасадах храма были помещены «священно-исторические изображения, напоминающие или имеющие тождество с событиями Отечественной войны 1812 года — фигуры святых заступников и молитвенников за русскую землю».
Здание собора Христа Спасителя было разрушено в декабре 1931 года в процессе сталинской реконструкции Москвы, однако было восстановлено в 1994—1999 годах. Новый собор возведен также как памятник героям Отечественной войны 1812 года. Его облик следует традициям русско-византийского стиля, которому при строительстве первого собора отдавал предпочтение император Николай I. В настоящее время храм Христа Спасителя является самым большим собором Русской православной церкви.
Внутреннее убранство храма Христа Спасителя поражает воображение своей красотой и богатством. На фотогравюре представлен интерьер первого храма: по личному распоряжению императора Николая I храмовая роспись должна была напоминать «о всех милостях Господних, ниспосланных по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков». Так, по бокам от Царских врат были помещены изображения четырёх московских святителей — Петра, Иона, Алексия и Филиппа. Под куполом собора изображен Господь Саваоф с Сыном и Святым Духом. Ниже находятся эпизоды из Священной Истории. Эти и другие изображения по задумке художников «составляют небесную Церковь, собравшуюся около Спасителя и представляющую собой момент торжества радостного, благодарящего».
Главный иконостас храма имел форму восьмигранной часовни из белого мрамора. Сооружение венчал позолоченный шатёр. Также важно отметить значимость в оформлении храма работ по бронзе (двери, оконные и зеркальные рамы сооружения). Интересно, что в храме предполагалось также провести отделку мозаикой.
Искусствовед Ирина Языкова, сравнивая изначальный храм и восставленный, констатировала, что изначальная идея восстановить храм во всём его прежнем величии не была достигнута: «Бетонный храм уже не такой, как каменный, его объём и силуэт воспринимаются иначе. Изменившаяся городская среда тоже способствует этому. Да и красота внешнего облика прежнего храма была в белокаменных барельефах, выполненных лучшими скульпторами XIX века. Белые объёмные композиции значительно облегчали тяжеловесность храма. В современном варианте их заменили бронзовые рельефы, выполненные гораздо быстрее, требующие меньшей трудоёмкости и придающие фасадам иной характер. Гораздо большей исторической достоверности удалось достичь во внутреннем убранстве».