Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Икона «Спаситель на Троне», медная пластика, Россия, 19 в.Артикул: 2489 Нет в наличии
Российская империя:
19 в.
Материал: Медь Размер: 10,3х13 см |
Иконка «Спас на Троне»,
Россия, 19 век,
медная пластика.
«Деисус» («deesis», с греч. переводится как «моление, преклонение») – образ, в котором разные святые предстательствуют перед Христом за род человеческий. В Древней Руси понятие «Деисус» могло обозначать, с одной стороны, икону, изображающую Спасителя с предстоящими по сторонам Богоматерью и Иоанном Крестителем; с другой, ряд иконостаса, включающий подобные иконы. Первое датированное упоминание об иконе-деисусе (или триморфе) относится к 629 году. А первое упоминание слова «Деисус» встречается в Ипатьевской летописи в1288 году. Среди известных икон подобной иконографии можно назвать «Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча» первой трети XIII века из Государственной Третьяковской Галереи.
Если говорить о деисусе как о части иконостаса, то к концу XIV века, когда процесс сложения его высокой формы был завершен, в центре второго ряда иконостаса обязательно помещалась икона Спасителя, а справа и слева от него иконы с изображением Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов, святых отцов, мучеников и др. в позе моления. Поэтому ряд получил название деисусного чина (ряда). Один из ранних примеров деисусного чина — иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля последней четверти XIV века.
На сложение данной иконографии основополагающее влияние оказала литургия (благодарственная молитва Евхаристии или молитвословие литии), определив прежде всего ее идейное содержание. Моление литии, в котором Церковь прибегает к заступничеству Богородицы, Иоанна Предтечи, бесплотных сил, апостолов, мучеников и преподобных и т.д., наиболее точно, а зачастую буквально соответствует составу святых в деисусных композициях.
Иконография Деисуса разнообразна. Композиции могут отличаться по составу святых, количеству фигур, иконографии Христа и святых, жестам персонажей, их атрибутам, размерам и типам изображений (ростовой, поясной, оглавный). Существуют следующие типы Деисуса: Трехфигурный Деисус, Многофигурный Деисус, Апостольский Деисус, «Царский» Деисус, или «Предста Царица одесную Тебе».
Данный Деисус можно назвать Многофигурным. Существуют Деисусы с 5 фигурами (например, мозаика свода монастыря Осиос Лукас), 7 фигурами (например, фреска в Софийском соборе Новгорода) и т.д.
На данной деисусной иконе изображены Богородица и Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов и Иоанн Златоуст, евангелисты Петр и Павел, архангелы Михаил и Гавриил и другие.
Данная икона выполнена в технике медного литья. Меднолитые иконы известны на Руси с XI века, т.е. с момента появления и распространения христианства. Естественно, что первоначально это были иконы, привезенные из Византии. Впоследствии, особенно XIV-XIX века, меднолитая икона стала массово выпускаться на Руси. В 1666-1667 годах произошел раскол русской православной Церкви – данное событие затронуло все аспекты жизни русского общества того времени, в том числе и промыслы. С XVIII века, когда церковь была официальна включена в систему государства, последователи старообрядческих традиций стали получать повсеместное ограничение и со стороны действующего законодательства. В 1723 году выпускается указ, который вообще запрещает производить металлические иконы. С XVIII-XIX веков медная икона стала восприниматься народом как элемент старообрядческого вероисповедания. В этот же период в России получила бурное развитие металлургическая промышленность, что также немало способствовало популяризации меднолитых образов.