Советская новогодняя традиция: Дед Мороз из ваты
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Даже если вы никогда не бывали на ВДНХ, в советские времена и в наши дни эту монументальную...
Иконка «Воскресение Христово», медное литье, Россия, 19-й векАртикул: 3327 Нет в наличии
Материал:
Бронза, эмаль
Размер: 10,5х11,5 см |
Иконка «Воскресение Христово»,
Россия, 19 век,
бронза, два цвета эмали.
Праздник Воскресения Христова, известный нам под названием Пасха, получил такое название в связи с сопряженностью с ветхозаветным праздником Пасхи. Последний, в свою очередь, был назван в память того события, когда при исходе евреев из Египта ангел, «погублявший первенцев египетских», видя кровь пасхального жертвенного агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо (евр. "песах" - букв. "переход", пер. "избавление"), оставляя неприкосновенными первенцев еврейских. Таким образом праздник Воскресения Христова символизирует прохождение от смерти к жизни и от земли к небу.
Воскресение Иисуса Христа свершилось при закрытом гробе на третий день после Его смерти на кресте. Так об этом свидетельствовал ученикам Сам Христос, и так благовествовал ангел женам-мироносицам, пришедшим помазать тело Спасителя (Мк. 16: 1): «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес» (Лк. 24: 5–7; Мф. 28: 5–6; Мк. 16: 6).
В первые века христианства Воскресение Христово иконографически изображали в композиции «жены-мироносицы у Гроба Господня». В послеиконоборческий период (с IX века) сформировалась иное образное толкование Воскресения Христова – «Сошествие Господа во ад». В древнерусском искусстве подобная композиция встречается уже XIV веке, например, на псковских иконах (собрание Государственного Русского Музея).
Основным литературным источником для иконографии «Воскресения – Сошествие во ад» послужило апокрифическое «Евангелие от Никодима» и другие тексты. Согласно первому, сошедший во ад Иисус берет Адама за руку, и первочеловек обращается к Нему с благодарностью: «Вознесу тя, Господи, яко подъял мя еси... возвел еси от ада душу мою» (Пс. 29: 1–5). Это событие становится кульминацией всего евангельского повествования – вочеловечившийся Бог искупил своей смертью грех первого человека и спас его. Рядом с Адамом или с другой стороны от Спасителя обычно изображается Ева, за прародителями располагаются Иоанн Предтеча, цари, пророки и праведники. В композицию могут быть также включены ангелы, держащие Голгофский крест или орудия страстей, или даже бесы, напуганные Светом Господа.
В центре композиции «Сошествие во ад» находится Спаситель в мандорле (ореоле света и славы), попирающий ногами скрещенные створы врат ада. По свидетельству «Евангелия от Никодима» Христос «рассеял тьму смерти блеском Своего Божества». В руке Он иногда держит свиток – символ проповеди воскресения из мертвых, но чаще всего крест – символ победы над смертью.
В XVII в. рождается усложненная иконография «Сошествия во ад»: к ней добавляется западноевропейское осмысление события в виде сюжета «Восстание Христа из гроба». Стоит отметить, что последний все больше вытеснял из русских храмов традиционную иконографию. На нем Христос взмывает вверх из отверстого гроба, рядом находятся ангелы, воины повергаются на землю или разбегаются. Иногда в подобной иконографии рядом присутствуют жены-мироносицы или апостолы. Данный сюжет не вполне соответствует евангельским текстам, так как Христос воскресает до того, как камень отворяет гроб, вследствие схождения Ангела. Однако со времен Средневековья западная иконопись использует его, видоизменяя только некоторые детали. По словам инока Григория, «Воскресение Христово является таинством совершенно неведомым и непостижимым и не может быть изображено, ибо таким образом умалялась бы самая таинственная природа события».
Данная икона выполнена в технике медного литья. Стоит отметить, что после правительственных указов 1722 и 1723 гг. «О воспрещении употреблять в церковных и частных домах резные и отливные иконы» медное литье было признано официально нелегальным. Однако, несмотря на запреты, «лиятельное иже из меди» дело продолжило свое существование в XVIII веке: оно было монополизировано старообрядцами и получило самостоятельное направление в искусстве. Крупнейшим центром по производству медного культового литья на протяжении всего XVIII и первой половины XIX веков был Выговский монастырь. Однако в 1854 г. опора русского старообрядчества была закрыта, но искусство медного литья не прекратило своего существования. В XIX веке различные типы меднолитых крестов, икон, складней получили широкое распространение не только в старообрядческой, но и вообще народной культуре безотносительно ее вероисповедания.
В 1965 В. М. Тетерятниковым году были найдены рукописные тексты: «Указ о медном мастерстве» и «Указ, как финифтом наводить». Этот рукописный указ дает возможность с определенной степенью достоверности описать основы производства медно-литой пластики. Модель сначала изготавливали из дерева. По деревянному прототипу отливали матрицу из сплава на медной основе. Иногда матрицы с невысоким рельефом изготавливали непосредственно на металлических пластинах. Для изготовления формовочной смеси использовали «землю», которую получали, смешивая специально подготовленный песок с глиной, добавляя воду, а иногда «квас свежий добрый». Модельщик не просто создавал рельефные картины по каноническим сюжетам, но по-своему их декорировал, внося в изображение собственное видение красоты.
Если у вас появилось желание и возможность купить антикварную икону для домашнего иконостаса или в подарок, рекомендуем вам предложения нашего партнера — интернет-магазина «Икона в дом».