Мода на кофе и эволюция кофемолки
Не только у людей есть день рождения, оказывается такой день отмечают и для кофемолки 3 апреля....
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Не только у людей есть день рождения, оказывается такой день отмечают и для кофемолки 3 апреля....
В век, когда GPS-навигатор стоит в каждом смартфоне, трудно представить, что когда-то люди не...
Полтавский фарфоровый завод, сокращенно ПФЗ, один из множества фарфоровых заводов УССР,...
До сих пор мы знали Наталью Алексеевну Максимченко как скульптора, работавшего главным образом над многофигурными группами из фарфора, скульптора, динамичного в своих композициях, но несколько суховатого в пластике формы.
И вдруг на персональной выставке мы увидели Максимченко-керамиста, притом керамиста-живописца, со смелым красочным строем произведений. Толчком для этого нового поворота в творчестве художницы явилась ее недавняя поездка в Среднюю Азию, основной целью которой было создание скульптурных портретов знатных людей Узбекистана. Она побывала в Дальних горных районах и в Кызыл-Кумских песках, жила в животноводческих совхозах и в юртах чабанов. Мужественный народ этого края и его природа, красные пески пустыни и неожиданный колорит известковых гор поразили ее воображение. И здесь у Максимченко возникло простое человеческое желание сделать своим гостеприимным хозяевам подарок — создать посуду для их своеобразной национальной кухни.
Так родились два сервиза – большой сервиз «Актау» для национальных узбекских блюд и набор для чая «Тамды» (названия даны автором в честь гор). Для нас эти произведения интересны тем, что художнице удалось в цветовой гамме керамической посуды передать колорит среднеазиатских пейзажей. Сервиз «Актау» расписан белой, зеленой и коричневой глазурями. Эти цвета известковых гор с зелено-бурой растительностью в расселинах. Не только в колорите, но и в самом строе потеков глазурей есть что-то от линий и пятен горного среднеазиатского ландшафта. Второй сервиз построен на сочетании насыщенных красно-оранжевых глазурей с черной и зелено-бирюзовой. Кажется, будто по-весеннему расцвели красные каракумские пески. Своеобразный, несколько сбивчивый ритм росписи этих сервизов и некоторых других керамических изделий Максимченко ассоциируется не только с природой Узбекистана, но и национальным искусством его народа, с орнаментацией народных текстильных изделий.
С сожалением приходится заметить, что в утилитарных керамических вещах не проявилось скульптурное дарование Максимченко. Художница подошла к ним чисто живописно. Декоративно-укрупненные формы ее посуды довольно тривиальны, однообразны и служат лишь фоном для эффектной игры глазурей. Такой чисто живописный подход – вообще распространенное явление среди московских керамистов. Конечно, он имеет право на существование, но обедняет возможности керамики – искусства пластического в своей основе.
Среди чисто живописных работ Максимченко наиболее удачны ее росписи фаянсовых блюд. Смелыми, быстрыми росчерками кобальта наносит она на поверхность керамики фигуры в разных поворотах и движениях. Плавные, округлые линии, передающие грациозные, словно замедленные движения восточных женщин, когда они сидят на кошме за домашней работой или склоняются над ребенком, удивительно тонко и гармонично вписаны художницей в круглую форму настенного блюда. Очень приятен мягкий колорит этих вещей, построенный на сочетании темных линий кобальта и мягко расплывающихся зеленовато-серых тонов солей.
Максимченко исполнила и несколько керамических панно, посвященных жизни Узбекистана. Разнообразные по цвету, иногда насыщенные и яркие, иногда блеклые и гармоничные, эти панно при соответствующем масштабе могли бы быть использованы в интерьерах современной архитектуры. Наталья Алексеевна работает много и быстро, без предварительных эскизов, сразу в материале она делает десятки вариантов композиций, пробует новые сочетания глазурей. Быстрый набросок по уникальному черепку, пятна подглазурных красок и глазурей – все надо делать сразу и часто наугад (ведь только после обжига выявляются подлинные цвета керамических красок). Иногда обжиг приносит разочарование: авторский замысел оказывается разрушенным. А зачастую он поражает самого автора горением красок и цветосочетаний. В этой неожиданности окончательного эффекта – трудность работы керамиста, но в ней и ее прелесть.
© Любое использование текста и изображений с сайта www.dvaveka.ru без разрешения и упоминания является нарушением авторских прав!